вторник, 17 февраля 2009 г.

Джайнистская логика

Программисты обычно работают с бинарной логикой, рассматривающей два типа суждений: утвердительные и отрицательные. Иногда приходится работать с тернарной логикой, добавляющей третье суждение: "неизвестно".

В джайнизме же, введена семеричная логика! Джайнисты справедливо считают, что истиность любого суждения относительна. Каждое суждение порождено определёнными условиями и, следовательно, ограничено. Различные суждения об одном и том же предмете могут быть справедливыми каждое со своей точки зрения. Это воззрение во многом сформировало логику джайнистов.

Таким образом, признаётся семь типов условного суждения. Помимо утверждения (A обладает свойством B), отрицания (A не обладает свойством B), вводятся ещё пять:

1) А обладает свойством B, а также не обладает свойством B;
2) A есть неописуемое;
3) А обладает свойством B, и является неописуемым;
4) А не обладает свойством B, и является неописуемым;
5) А обладает свойством B, а также не обладает свойством B и является неописуемым;

К первому суждению прибегают, когда объект в некоторых условиях обладает определённым свойством, а в некоторых не обладает. В том случае, когда мы вынуждены одновременно приписать объекту такие характерные признаки, которые не совместимы, будучи противоположными или противоречивыми, объект есть неописуемое. Последние три типа суждений образуются посредством комбинаций. 3-е по списку утверждение означает, что объект может обладать некоторым свойством, но безотносительно к контексту (например, времени или пространству) ему не может быть приписан данный признак. 4-е и 5-е вводятся аналогично.

Это краткая характеристика. Тему можно было бы развить.

Думается, что логика джайнистов может быть выражена средствами классической логики. Мыслить же непосредственно их суждениями я бы не смог...

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Отличная статья, мне нраивтся, достошйно.